2 мая 1856 года родился Василий Васильевич Розанов Труды Розанова являются частью общего русского литературно-философского круга, однако особенности его существования в этом контексте выделяют его фигуру и позволяют говорить о нем как о нетипичном его представителе. Находясь в центре развития российской общественной мысли начала XX века Розанов вел активный диалог со многими философами, писателями, поэтами, критиками – Н.А. Бердяевым, В.С. Соловьевым, А.А. Блоком, Д.С. Мережковским и другими. Проблемы, занимавшие мысли Розанова, связаны с морально-этическими, религиозно-идейными оппозициями – метафизика и христианство, эротика и метафизика, православие и нигилизм, этический нигилизм и апология семьи. В каждой из них Розанов искал пути к снятию противоречий, к такой схеме их взаимодействий, при которой отдельные части оппозиции становятся разными проявлениями одних и тех же проблем в существовании человека. Литературовед и философ М.О. Гершензон писал о Розанове: «В «Уединенном» Розанова – бездна и беззаконность. Непостижимо, как он сумел совсем не надеть на себя системы, схемы, имел античное мужество остаться голо-душевным, каким мать родила, – и как у него хватило смелости в XX веке, где все ходят одетые в систему, в последовательность, в доказательность, рассказать вслух и публично свою наготу. Конечно, в сущности все голы, но частью не знают этого сами и уж во всяком случае наружу прикрывают себя. Но Розанов не как все, он действительно имеет право быть совсем самим собою; я и до этой книги знал это, и потому никогда не мерял его аршином морали или последовательности, и потому «прощая», если можно сказать тут это слово, ему его дурные для меня писания просто не вменял: стихия, а закон стихий – беззаконие». Розанов родился в Костромской губернии в семье уездного чиновника. В 1878 году Розанов поступил на историко-филологическое отделение Московского университета, которое окончил в 1882 году со степенью кандидата. В студенческие годы он снимал комнаты в доме Сабуровой на 3-й Мещанской улице (не сохранился), в меблированных комнатах в Брюсовом переулке, в Денежном переулке. По окончании университета Розанов преподавал историю и географию в гимназиях Московского учебного округа. В 1886 году в Москве был опубликован большой философский трактат Розанова «О понимании». С 1889 года он публиковал статьи на различные историко-культурные темы в журналах «Русский вестник» и «Русское обозрение». С 1898 года одной из главных тем писателя становятся проблемы семьи («Семейный вопрос в России»). В 1893 году Розанов переехал в Петербург и стал работать в газете «Новое время». При этом он сотрудничал также с московскими изданиями («Весы», «Золотое руно», «Московские ведомости», «Русское слово», «Московский еженедельник», «Русская мысль» и другие). Розанов был знаком со многими представителями творческой интеллигенции Москвы. Бывая в Первопрестольной столице, он общался с Гершензоном, В.Я. Брюсовым, Б.К. Зайцевым и другими писателями и философами. В сентябре 1917 года Розанов уехал с семьей из голодного Петрограда и поселился в Сергиевом Посаде. Здесь он создал «Апокалипсис нашего времени». В Сергиевом Посаде Розанов постоянно встречался с отцом Павлом Флоренским, Л.А. Тихомировым, издателем «Русского обозрения» А.А. Александровым. Нередко бывая в Москве, Розанов виделся с М.В. Нестеровым, С.Н. Булгаковым, С.Н. Дурылиным и другими друзьями. Умер Розанов 1919 году и был похоронен в ограде Гефсиманского скита – рядом с могилой К.Н. Леонтьева. В 1923 году могилы скита были ликвидированы, а в 1991 году восстановлены (на фотографии). #happy_birthday_mos